Понятие и классификация трудовых споров.

В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов из разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту, характеру спора, виду спорного правоотношения.
По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений:
- работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления;
- профкома с администрацией;
- социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровне.
Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.
Подведомственность – это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор.
Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:
- рассматриваемые в общем порядке, когда прохождение спора через КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;
- рассматриваемые непосредственно судом;
- рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);
- рассматриваемые в вышестоящем органе или в суде в соответствии с альтернативной подведомственностью по выбору истца (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);
- коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.
Условия возникновения споров – это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и администрацией.
Причины возникновения трудовых споров – те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это – нарушения тех или иных прав работника или его обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).
В ряде случаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требований, а также вследствие сознательного нарушения отдельными работодателями законодательства о труде.
Иногда к трудовым спорам приводят финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот, нежелание соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе анализа норм трудового законодательства.
Юкша Я.А. Учебник "Правоведение", 2011 г.