Некоммерческие организации (юридические лица).

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, имеют целевую (специальную) правоспособность (ст. 49 ГК РФ) и используют имеющееся у них имущество для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (ст. 213 ГК РФ).

 

       Несмотря на то, что они называются некоммерческими, они принимают участие в предпринимательском обороте.

 

 

В ГК РФ предусмотрены такие формы некоммерческих организаций:

       потребительские кооперативы;

 

       общественная и религиозная организации;

 

       благотворительный и иные фонды;

 

       учреждения;

 

       ассоциации (союзы).

 

Иные законы предусматривают создание:

 

       некоммерческих партнерств;

 

       торгово-промышленных палат;

 

       товарных и фондовых бирж;

 

       товариществ собственников жилья.

 

       общины коренных малочисленных народов РФ;

 

       казачьи общества;

 

       государственная корпорация;

 

       государственная компания;

 

       частные учреждения;

 

       автономная некоммерческая организация.

 

      Мы рассмотрим лишь некоторые формы.

 

     ГК впервые в качестве юридических лиц выделяет фонды, дает определение фонда, закрепляет их правовой и имущественный статус.

Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов: а) они относятся к некоммерческим организациям; б) не являются членскими организациями; в) могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами; г) создаются на основе добровольных имущественных взносов; д) должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.

В то же время, основным признаком фонда следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.

ГК не дает классификацию фондов. Между тем фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя их этого критерия, могут существовать: 1) частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи; 2) корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями; 3) общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями; 4) государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ; 5) муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, могут создаваться фонды, условно обозначенные как смешанные. К таким фондам следовало бы отнести, например, общественно-государственные и государственно-общественные фонды, создание которых предусмотрено в ст. 51 Закона об общественных объединениях. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1654-I от 16.09.1991г. "О регистрации общественно-государственных фондов"[1] право осуществлять регистрацию общественно-государственных фондов предоставлено Минюсту России по согласованию с Минфином России.

Среди фондов широкое распространение получили общественные фонды. Особенности их деятельности регулируются законодательством об общественных объединениях и прежде всего Законом об общественных объединениях.

Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды –Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[2].

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 118 ГК имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Статья 118 ГК не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фондов. Только указано, что фонд учреждается на основе "добровольных имущественных взносов". Под добровольными имущественными взносами следует прежде всего иметь в виду имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем). В этом случае переданное имущество перестает быть собственностью учредителей и становится собственностью фонда. Фонд может иметь и другие источники формирования обособленного у него имущества, а именно: различного рода пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, например лекций, выставок, лотерей и т.д.; доходы, получаемые от соответствующей уставу предпринимательской деятельности; другие, не запрещенные законом поступления.

Особенность реализации имущества фонда состоит в том, что оно должно использоваться не на реализацию внутренних интересов фонда, а на общественно полезные цели. Поэтому учредители и лица, осуществляющие управленческие функции в фонде, не вправе использовать имущество в своих интересах.

В определении, данном в ст. 118 ГК, указано, что фонд учреждается как некоммерческая не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Эти цели должны быть закреплены в уставе фонда. Учитывая общественно полезную направленность целевых задач фондов, многие из них являются благотворительными. Понятие благотворительной деятельности и статус благотворительной организации, в том числе благотворительных фондов, разработаны в Федеральном законе от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Под благотворительной деятельностью фондов следует понимать деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Пункт 2 ст. 118 ГК предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий: а) эта деятельность должна быть необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд; б) она должна соответствовать этим целям.

Первое условие означает, что доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, которое используется только на реализацию уставных целей. Второе условие предполагает, что предпринимательская деятельность фондов по своей направленности должна ограничиваться сферой уставных целей фонда.

Согласно п. 2 ст. 118 ГК для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать только хозяйственные общества или участвовать в них. Таким образом, создание различного рода товариществ для фондов полностью исключается. Между тем в соответствии со ст. 37 Закона об общественных объединениях общественным фондам предоставляется возможность создавать не только хозяйственные общества, но и хозяйственные товарищества.

Фонды приобретают права юридического лица после их государственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Являясь юридическим лицом, фонды обладают специальной правоспособностью, определяемой целями и задачами, указанными в уставе. В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда. В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников). На основании ст. 48 ГК фонд как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

От имени фонда права юридического лица осуществляет его постоянно действующий орган управления согласно компетенции, закрепленной в уставе. В фондах создаются попечительские советы, которые являются не органами управления, а органами надзора. Попечительский советосуществляет надзор за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу, за правильностью принятия другими органами фонда решений и за обеспечением их исполнения, а также за использованием средств фонда и др. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрено также создание контрольно-ревизионного органа, к компетенции которого относится проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда.

Основным учредительным документом фонда как юридического лица является его устав. В п. 4 ст. 118 ГК указаны сведения, которые должен содержать устав.

Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами. Наиболее известны государственные учреждения, но учреждения могут быть созданы не только государством, но и муниципальными образованиями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими собственниками.

В п. 1 ст. 120 ГК определены условия, на которых учреждение может быть создано, а именно: 1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.

ГК устанавливает общие положения об учреждениях. Особенности же создания и деятельности отдельных видов учреждений могут определяться специальным законодательством. Так, например, создание, правовой статус и деятельность общественных учреждений регулируется Законом об общественных объединениях; образовательных учреждений - Законом РФ от 10.07.1992 г. №3266-I"Об образовании"[3] (ред. 24.10.2007), религиозных образовательных учреждений - Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; благотворительных учреждений – Федеральным законом от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками - общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица - только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.

Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (ст. 296, 298 ГК). Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК, если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Так, в соответствии с п. 7 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I "Об образовании" образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Такую возможность допускает и ст. 35 Закона об общественных объединениях. Данные положения законов вступают в противоречие с п. 2 ст. 299 ГК.

Учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Особенность ответственности учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника, создавшего учреждение, т.е. его учредителя. На имущество учреждения может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не останется ни денежных средств, ни другого имущества.

Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, осуществляет права юридического лица в соответствии со ст. 48, 49 ГК.

Предусмотрены два случая создания объединений юридических лиц в форме ассоциаций (союзов): а) создание ассоциаций (союзов), объединяющих коммерческие организации, б) создание ассоциаций (союзов), объединяющих общественные и иные некоммерческие организации. В обоих случаях результатом объединения должна стать некоммерческая организация. ГК допускает также создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов) (п. 4 ст. 50).

Ассоциация (союз), объединяющая коммерческие организации, сама может быть только некоммерческой организацией. Основные функции такой некоммерческой организации состоят в осуществлении координации предпринимательской деятельности входящих в нее коммерческих структур, а также представительство и защита их общих имущественных интересов.

Если такая ассоциация (союз) в основу своей деятельности все же поставит извлечение прибыли, то она должна быть преобразована в порядке реорганизации (ст. 57 ГК) в хозяйственное общество или товарищество.

Оставаясь некоммерческой организацией, такая ассоциация (союз) в то же время вправе создать хозяйственное общество или участвовать в хозяйственном обществе. Предпринимательская деятельность не должна входить в число основных целевых задач ассоциации (союза).

Примером союзов (ассоциаций), создаваемых коммерческими организациями, могут служить, в частности, союзы (ассоциации), создаваемые субъектами малого предпринимательства, которые получают все большую государственную поддержку. Так, в ст. 19 Федерального закона от 14.06.1995 г.  N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации"[4]предусмотрена возможность создания союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Федеральный закон от 27.11.2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"[5] предоставил работодателям право создавать на добровольной основе объединения в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Действие Закона об общественных объединениях на некоммерческие союзы (ассоциации), создаваемые коммерческими организациями, не распространяется. В качестве своеобразного вида ассоциации (союза) можно рассматривать торгово-промышленные палаты, которые являются негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей. Членами Торгово-промышленной палаты РФ являются российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Некоммерческие организации (ст. 50 ГК), в том числе общественные объединения, также на добровольных началах вправе создавать союзы (ассоциации). Благотворительные организации могут создавать ассоциации (союзы) только для координации, защиты и осуществления благотворительной деятельности.

Общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы, т.е. такое право предоставляется общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, органам общественной самодеятельности, общественным учреждениям. Согласно ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» политические партии вправе создавать союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица. Структура союзов (ассоциаций), образованных общественными объединениями, часто строится по территориальному признаку, а именно с участием в них объединений, действующих в субъектах РФ. Такие союзы (ассоциации) общественных объединений могут быть общероссийскими, включающими объединения, действующие на территории более половины субъектов РФ, или межрегиональными, включающими объединения, действующие на территории менее половины субъектов РФ. Союзы (ассоциации), создаваемые общественными объединениями, могут быть региональными, т.е. включать объединения, действующие в пределах территории одного субъекта РФ, или местными, т.е. включать объединения, действующие в пределах территории органа местного самоуправления. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) также с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Ассоциации (союзы), имеют права, которые предоставлены общественным объединениям законодательством об общественных объединениях, в частности: свободно распространять информацию о целях и задачах своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предоставленном федеральными и иными законами; представлять и защищать свои права и законные интересы своих участников.

Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) согласно ст. 48 ГК обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. В то же время члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК) по ее обязательствам. При этом размер такой ответственности должен устанавливаться в учредительных документах ассоциации (союза) самими организациями, входящими в ассоциацию (союз).

Пункт 5 ст. 121 ГК требует в наименовании ассоциации (союза) наряду с указанием основного предмета деятельности обязательное включение слова "ассоциация" или "союз".

 

 

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерации, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации не предусмотрено иное. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

-          участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

-          получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

-          по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

-          если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

-          получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с действующим законодательством, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

 

[1] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №39. Ст. 1236.

[2] // СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3340.

[3] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. №30. Ст. 1797.

[4] // СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 2343.

[5] // СЗ РФ. 2002. №48. Ст. 4741.